Что важно знать франчайзеру, продающему франшизы в Казахстан
Имея большой опыт сопровождения ряда крупных франшиз, которые появились на рынке Казахстана в последние годы, возьмем на себя смелость дать иностранным франчайзерам несколько простых, но эффективных рекомендаций.
Когда иностранный франчайзер приходит в Казахстан, то он обычно использует свой стандартный договор, который регулируется тем (иностранным для Казахстана) правом, с которым франчайзер хорошо знаком. Но первое, что он должен сделать - это адаптировать документ под обязательные требования казахстанского законодательства, в котором существуют императивные нормы, действующие независимо от права, регулирующего договор.
Примером является норма о том, что франчайзер не может определять цену, по которой франчайзи продает свои товары (работы или услуги) или устанавливать верхний или нижний предел такой цены. Это значит, что даже если вы подписали договор, содержащий такую норму, суд признает ее недействительной.
Франчайзинговые модели могут быть основаны как раз на определении франчайзером конечных цен. И в законодательства многих стран (например, России), это допускают. Заходя на казахстанский рынок, франчайзер пытается реализовать ту же модель, но сталкивается с особенностями местного законодательства.
Поэтому перед тем, как предоставлять проект договора партнерам, вам как франчайзеру имеет смысл обратиться к казахстанским юристам, чтобы понять, какие из положений вашего стандартного договора будут работать в Казахстане, а какие - нет.
Еще один важный аспект, о котором иностранный франчайзер должен подумать заранее - в составе франшизы, как правило, передается право на использование объектов интеллектуальной собственности. Таких, как, например, товарный знак или знак обслуживания. И перед тем, как передавать право на их использование казахстанскому франчайзи, необходимо самому получить права на эти объекты - в Казахстане они подлежат регистрации. Соответственно, пока вы этого не сделаете, юридически право на использование товарных знаков (или знаков обслуживания) в Казахстане передавать вы не можете.
Это может иметь вполне материальные последствия. Например, когда франчайзи платит роялти франчайзеру по незарегистрированному праву, получается, что этот платеж не имеет юридического основания. И, соответственно, его правомерность может быть подвергнута сомнению налоговыми органами или валютным контролем банка.
Следует отметить, что, согласно казахстанскому законодательству, регистрации подлежит не только само право на товарный знак (знак обслуживания), но и лицензионное соглашение о предоставлении права на использование этого объекта. А эта регистрация возможна только после регистрации самого права на объект интеллектуальной собственности.
Нужно учитывать также, что сроки проведения этих процедур достаточно продолжительные. Например, регистрация товарного знака занимает на практике от 8 до 12 месяцев. Регистрация лицензионного соглашения на уже зарегистрированный товарный знак - около 3 - 4 месяцев. Учитывайте эти сроки, планируя запуск и работу франчайзинговых проектов.
Другой очень важный момент - согласование в договоре процедуры разрешения споров. Дело в том, что иностранные судебные решения, вынесенные в подавляющем большинстве государств, не исполняются в Казахстане. В нашей стране они исполняются только на основании взаимности, а для этого необходим договор о взаимном признании и исполнении судебных решений.
Поэтому, в переговорах с казахстанским франчайзи, франчайзеру не стоит настаивать на судебном разрешении споров в своей стране. Во всяком случае, пока он не убедится, что между нашими странами существует такой договор. Невнимание к этому вопросу может привести к тому, что вынесенное в пользу франчайзера судебное решение окажется попросту неисполнимым против казахстанского франчайзи. Решить эту проблему возможно – путем внесения в договор арбитражной оговорки, позволяющей исполнить арбитражное решение по одной из международных конвенций. Например, Нью-Йоркской Конвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.